Примеры проявления условных рефлексов у новорожденных

Условные рефлексы новорожденного играют важную роль в его адаптации к окружающему миру. Например, сосательный рефлекс проявляется, когда малыш инстинктивно ищет сосок или предмет, который можно сосать, что помогает ему получать пищу и развиваться.

Другим примером является хватательный рефлекс, когда новорожденный автоматически сжимает пальцы вокруг предметов, прикоснувшихся к его ладоням. Эти рефлексы способствуют формированию первичных двигательных навыков и эмоциональной связи с родителями.

Коротко о главном
  • Условные рефлексы у новорожденных формируются под воздействием внешних stimuli.
  • Примером является рефлекс сосания, возникающий при прикосновении чего-либо к губам.
  • Другим примером служит рефлекс хватания, при котором новорожденный захватывает предметы сжатой ладонью.
  • Новорожденные могут проявлять рефлекс Морозова, расправляя конечности при резком звуковом раздражителе.
  • Эти рефлексы важны для выживания и развития, способствуя взаимодействию с окружающим миром.
  • Развитие условных рефлексов происходит на протяжении первых месяцев жизни, что способствует адаптации.

Условные рефлексы новорожденного примеры проявления

Природа одарила новорожденных целым набором врожденных рефлексов, утверждая, что они играют важную роль в их развитии.

Оценка этих реакций позволяет сделать выводы о прогрессе формирования нервной системы и при необходимости своевременно вмешаться в случае нарушений.

Хотя на первый взгляд новорожденный выглядит совершенно беспомощным, это не совсем так.

Едва появившись на свет, ребенок тут же начинает искать ртом мамину грудь, а захватив сосок, принимается активно ее опорожнять.

Он вполне способен самостоятельно «добывать» себе пищу.

Но это далеко не единственный жизненно важный навык.

Врожденные рефлексы — это итог многовековой эволюции, унаследованный от наших предков.

Эти рефлексы закладываются в ранние недели беременности, проявляясь в первые часы, дни или недели после рождения.

Все врожденные рефлексы являются безусловными, что означает их независимость от нашего сознательного контроля.

Это непроизвольные реакции нервной системы на стимулы, возникающие как внутри организма, так и извне.

Регулируются они, прежде всего средним мозгом, который развивается в первую очередь.

С началом развития коры головного мозга, более сложного серого вещества, она берет на себя управление большей частью нервной системы.

После этого врожденные рефлексы начинают уступать место условным рефлекторным реакциям.

Зная сроки проявления и угасания безусловных рефлексов, родители могут вовремя заметить отклонения от нормы и обратиться за помощью к врачу.

Многое зависит от насыщенности малыша: голоден он или сыт.

В первом состоянии он будет реагировать на раздражение энергично, а во втором — вяло.

Потому тестирование лучше проводить не ранее чем через полчаса после кормления, с использованием естественного света, то есть в первую половину дня.

Оптимальная температура в помещении должна составлять 22−24°C.

* Оральные рефлексы — самые важные безусловные рефлексы, ведь благодаря им ребенок может «найти» пищу и съесть ее.

Рефлексы возникают в ответ на раздражение губ малыша.

Сосательный рефлекс начинает угасать ближе к году, а полностью исчезает к 1,5–2 годам.

По мнению экспертов, это как раз тот срок, который природа определила для завершения грудного вскармливания.

* Сосательный. Как только новорожденный получает грудь, он начинает выполнять ритмичные сосательные движения.

Такая же реакция будет на собственный или чужой пальчик, соску, игрушку. Рефлекс проявляется чуть ли не с первого часа после рождения и проходит к 12−18 месяцам.

* Хоботковый. При легком прикосновении к губам малыша пустышкой или пальцем он вытягивает губы трубочкой.

Такая реакция проявляется в первые часы жизни и исчезает к концу 2−3-го месяца.

* Поисковый. Мягкое поглаживание уголка рта или прикосновение пустышкой к щеке приводит к тому, что малыш моментально поворачивает голову в сторону источника раздражителя.

Например, если надавить на среднюю часть нижней губы соской, ротик откроется, шейка согнется, и малыш попытается захватить пустышку губами.

Этот рефлекс свидетельствует о слаженной работе глубоких структур мозга. На его основе формируются мимические реакции.

Этот навык проявляется с первого дня жизни и сохраняется до 3−4 месяцев.

* Ладонно-ротовой. Если уложить малыша на спину и, взяв его ручку, слегка надавить большим пальцем в центр ладошки, он откроет ротик и нагнет головку вперед. Проделайте то же самое с другой ручкой.

Реакция должна быть одинаковой с обеих сторон.

Этот рефлекс создает базу для осознанного движения рта и рук, которые вскоре позволят малышу начать исследовать окружающий мир.

Такая способность появляется у малыша в первые 2−3 дня жизни и угасает к 3 месяцам.

* Спинальные рефлексы — двигательные рефлексы, за которые отвечает спинной мозг.

При их участии наше тело принимает разные позы и перемещается в пространстве. Проверив силу этих «реакций», врач может оценить двигательную активность ребенка.

* Хватательный. Если вложить в ладошку ребенка платок, он бессознательно сожмет ее в кулачок.

Иногда хватка оказывается настолько сильной, что, поднимая ребенка за пальцы мамы или папы, его можно поднять в воздух.

Рефлекс способствует развитию мелкой моторики и речевой деятельности.

Этот рефлекс проявляется в первую неделю жизни, а к 3−4 месяцам проходит.

Некоторые энтузиасты тренируют новорожденных «ходить по столу» или «стоять» на ладони у мамы или папы.

Однако при таких упражнениях полезные нагрузки могут негативно сказаться на незрелой костной системе, что может привести к проблемам с развитием опорно-двигательного аппарата, включая неправильную осанку и косолапость.

* Рефлекс опоры и автоматической ходьбы. Поверните карапуза лицом к себе, поддерживая его подмышками и фиксируя голову пальцами.

Если приподнять его, он подожмет ножки.

Если опустить его на пол, он будет стоять, опираясь на стопу.

Если наклонить вперед — начнет «переступать» ножками.

Это и подразумевает автоматическая ходьба.

Если ножки малыша перекрещиваются, не стоит беспокоиться: в течение первых полутора месяцев это считается нормальным.

Рефлекс подготавливает к ходьбе.

Этот рефлекс проявляется в первые недели жизни и угасает к трем месяцам.

* Рефлекс ползания. Положите кроху на животик и прикоснитесь своими ладонями к его подошвам.

Малыш сразу же оттолкнется от опоры и сделает шаг вперед.

Этот рефлекс активирует практически все зоны головного мозга, развивая координацию движений.

«Ползать» так дети начинают на 3−4-й день жизни, а после 3−4 месяцев выходят на уже осознанный уровень.

* Рефлекс Галанта. Положите малыша на животик и проведите пальцем вдоль позвоночника, отступая на 1 см влево, и двигайтесь вниз.

В ответ кроха выгнет спинку вправо.

Точно так же повторите с правой стороны.

Малыш должен выгнуть спину влево.

Рефлекс готовит нервную систему к осознанной координации движений и укрепляет связь между полушариями головного мозга.

Этот рефлекс проявляется с 5−6 дня жизни и угасает к 3−4 месяцам.

* Защитный. Положите кроху на животик — и он тотчас повернет голову в сторону и попытается ее приподнять.

Рефлекс способствует удержанию туловища, головы, рук и ног в наиболее удобном для дыхания положении, а во время родов он помогает избежать захлебывания.

Он проявляется уже в первые часы жизни и исчезает к полутора месяцам.

* Рефлекс Переса. Положите малыша на животик и проведите пальцем по позвоночнику, двигаясь от копчика к шее и слегка надавливая на позвонки.

В ответ на внешние воздействия малыш поднимет голову и таз, прогнет спину и согнет ноги.

При этом он может закричать, помочиться или покакать.

Этот рефлекс позволяет врачу оценить состояние спинного мозга.

Проявляется на первой неделе жизни и угасает к 3−4 месяцам.

* Рефлекс Моро. Проверяется разными способами.

Можно положить ребенка на спину на стол и резко ударить по столешнице ладонями на расстоянии 15 см справа или слева от его головы.

В ответ кроха сначала разведет ручки в стороны, разожмет кулачки и выпрямит согнутые ноги.

Через 2−3 секунды руки либо вернутся в исходное положение, либо малыш обнимет себя ими.

Первая и вторая фаза рефлекса могут проявляться по-разному — это считается нормальным явлением.

Он вызывается с первых дней жизни и пропадает к 4−5 месяцам.

* Подошвенный. Надавите большим пальцем на подошву малыша в области основания указательного или среднего пальца — они попытаются прижаться к ступне.

Если так же простимулировать наружный край стопы, двигаясь от пятки вверх, то большой палец ноги разогнется, а остальные разойдутся веером.

Этот рефлекс подготавливает основу для осознанного движения пальцами ног.

Проявляется в первые дни жизни и исчезает к 12−14 месяцам.

*Шейно-тонические рефлексы отвечают за способность мышц фиксировать и удерживать нужное положение тела.

Эти рефлексы помогают оценить мышечный тонус малыша и развитие продолговатого и среднего мозга.

*Асимметричный. Если повернуть головку ребенка вправо, он разогнет правую руку и правую ногу и согнет левую руку и левую ногу.

Рефлекс способствует тому, чтобы малыш смог «обнаружить» и разглядеть свои ручки в первые месяцы жизни, координирует работу глаз и мозга, а также содействует развитию вестибулярного аппарата.

Он появляется в первые дни жизни и проходит к 3−4 месяцам.

*Симметричный. Аккуратно нагните головку малыша так, чтобы подбородок коснулся груди: ручки тут же согнутся, а ножки разогнутся.

Если голову разогнуть, произойдет обратное: ручки разогнутся, а ножки согнутся.

Такая «цепная реакция» подготавливает ребенка к осознанному ползанию.

Рефлекс проявляется в первые дни жизни и исчезает к 3−4 месяцам.

* Лабиринтный. В положении «на животе» голова малыша падает на грудь или запрокидывается назад, спина выгибается, руки прижимаются к груди, пальцы сжимаются в кулачки, а ножки сгибаются в коленях и прижимаются к животу.

Через несколько минут ребенок начинает выполнять плавательные движения, которые переходят в спонтанное ползание.

Этот рефлекс помогает развивать мускулатуру, чтобы малыш мог затем самостоятельно садиться и вставать на ножки.

Проявляется в первые дни жизни и исчезает к 3−4 месяцам.

Важно следить за общим состоянием малыша.

Если при проявлении рефлексов происходит какое-то изменение, но других неврологических отклонений не наблюдается, это может быть особенностью его организма и не вызывать опасений по поводу дальнейшего развития.

Самое главное, это вердикт врача — в нем после осмотра должно быть заключение «физиологические рефлекторные реакции младенца в норме».

Все под контролем

Врожденные рефлексы врач проверяет у малыша на каждом осмотре и в обязательном порядке.

Эта процедура позволяет эффективно наблюдать за развитием центральной нервной системы: любые отклонения от нормы становятся заметными быстро.

Рефлексы могут проявляться слабо, слишком сильно или асимметрично.

В группу риска чаще всего попадают недоношенные малыши; дети, перенесшие гипоксию, асфиксию, внутриутробную инфекцию или родовую травму; младенцы с некоторыми наследственными заболеваниями (миопатией, фенилкетонурией и др.).

У малыша, перенесшего заболевания в раннем возрасте, рефлексы часто временно ослабевают, поскольку в этот период любое нарушение может снизить активность нервной системы.

В качестве лечения во всех трех случаях неврологи назначают классический лечебный массаж и гимнастику, а при необходимости прописывают ноотропы — препараты, улучшающие мозговую деятельность.

Такой же подход используется и при замедленном исчезновении безусловных рефлексов.

Какие бывают рефлексы у новорожденных

Только что родившийся ребенок пока что не обладает специальными навыками, у него только безусловные рефлексы. Однако уже в первые месяцы жизни на их основе начинают формироваться более сложные произвольные рефлекторные реакции. К году нервная деятельность ребенка достигает уровня, который позволяет ему справляться с задачами, требующими значительных усилий для его возраста.

Существует несколько классификаций физиологических рефлексов новорожденных. Мы остановимся на одной из них.

1-я группа рефлексов — оральные автоматизмы (связанные с поиском пищи)

  • Хоботковый рефлекс: легкое прикосновение к губам новорожденного вызывает вытягивание губ вперед. Этот рефлекс присутствует у младенца до 2-3 месяцев, потом исчезает.
  • Поисковый рефлекс: при поглаживании уголка рта губа опускается, голова поворачивается в сторону стимула, а язык поднимается. При нажатии на среднюю часть верхней губы рот открывается, а голова разгибается. При нажатии на среднюю часть нижней губы голова сгибается, а нижняя челюсть опускается. У здорового новорожденного поисковый рефлекс сохраняется до 3-4 месяцев, а затем проходит.

Асимметрия рефлекса может указывать на односторонний парез лицевого нерва. Если рефлекс полностью отсутствует, это может быть признаком двустороннего пареза или поражения центральной нервной системы.

Важно

Лучше проверять этот рефлекс у голодного малыша. Он проявляется наиболее ярко за полчаса до кормления.

Важно

Рефлекс должен быть с двух сторон симметричен (то есть одинаков). Проявление рефлекса лишь с одной стороны говорит обычно об одностороннем поражении лицевого нерва. Полное отсутствие рефлекса — двусторонний парез лицевого нерва или поражение ЦНС. Ребенок с такими нарушениями должен быть в срочном порядке углубленно обследован детскими неврологами.

  • Сосательный рефлекс: при введении предмета в рот ребенка возникают ритмичные сосательные движения. Этот рефлекс в норме сохраняется до 3-4 лет. Если потребность в сосании не удовлетворяется вовремя, это может привести к таким привычкам, как грызение ногтей или сосание пальцев у детей в более старшем возрасте. Профилактика подобных расстройств заключается в продолжительном и полноценном грудном вскармливании.

Важно

Сосательный рефлекс отсутствует при одно- или двустороннем поражении лицевых нервов, поражении ЦНС, тяжелых соматических патологиях, у глубоко недоношенных младенцев.

2-я группа рефлексов — ладонные автоматизмы

  • Рефлекс хватания: при нажатии на ладони новорожденного, он крепко захватывает пальцы рукой.»

  • Рефлекс Робинсона (оценивает тонус сгибателей): если малыш схватил пальцы взрослого, его можно поднять. Этот рефлекс сохраняется до 3-4 месяцев, потом перерастает в осознанный навык захвата и удержания объектов.

Важно

При парезе рук рефлекс может быть ослаблен или отсутствовать, тогда как при патологиях ЦНС он может проявляться с усилением. Если рефлекс сохраняется у детей старше 5 месяцев, это может свидетельствовать о поражении ЦНС.

  • Рефлекс Бабкина: когда на ладони новорожденного нажимают большими пальцами, он поворачивает голову и открывает рот. Этот рефлекс исчезает к 3 месяцам.

Важно

Отсутствие рефлекса с одной стороны может указывать на периферический парез руки или проблемы с лицевым нервом. Симметричное отсутствие или ослабление говорит о поражении ЦНС.

  • Рефлекс Моро (защитный рефлекс). Наблюдается при различных раздражителях, например, при хлопке по пеленальному столу или резком опускании. Ребенок разведет руки в стороны, раскроет кулачки и вернёт их в исходное положение. Этот рефлекс стоит ожидать до 5 месяцев, после чего он начинает ослабевать.

Важно

При периферическом парезе рефлекс может быть асимметричным. Изменения в его интенсивности могут свидетельствовать о нарушении ЦНС. Каждый случай стоит рассматривать индивидуально, в том числе с учётом других рефлексов.

3-я группа рефлексов — стопные рефлексы

  • Нижний хватательный рефлекс (рефлекс Верхома): при легком нажатии на подошву новорожденного в области между вторым и третьим пальцами, пальцы сгибаются. Этот рефлекс угасает к 3-4 месяцам.

  • Рефлекс Бабинского: при стимуляции кожи на подошве стопы происходит тыльное сгибание и веерообразное расхождение пальцев. Он сохраняется до двух лет, после чего исчезает.

Важно

Появление рефлекса Бабинского во взрослом возрасте указывает на тяжелое поражение ЦНС.

4-я группа рефлексов — вертикальные рефлексы

  • Рефлекс поддержания и выпрямления. Хотя новорожденный не способен стоять без помощи, если его удерживать у опоры, он пытается выпрямить туловище и становится на полусогнутые ноги. Со временем на основе этого рефлекса будут развиваться шаги. Он угасает к 2 месяцам.
  • Автоматическая ходьба: если новорожденного держать вертикально и слегка наклонить вперёд, он начнет делать шаговые движения. Этот рефлекс также исчезает к 2 месяцам.

Важно

У недоношенных или ослабленных новорожденных, а также у тех, кто получил травмы при родах, рефлексы поддержки и ходьбы могут быть ослаблены или вообще отсутствовать. У детей с поражениями ЦНС рефлексы могут оставаться активными намного дольше, чем требуется.

5-я группа рефлексов — в положении на животе

  • Защитный рефлекс: когда новорожденный лежит на животе, он автоматически поворачивает голову в сторону, чтобы избежать удушья.

Важно

При поражениях ЦНС этот рефлекс может отсутствовать. Необходимо внимательно следить за положением головы ребёнка во избежание удушья.

  • Рефлекс ползания (рефлекс Бауэра): если новорожденный лежит на животе и ему поддерживают пятки, он начнет делать движения, похожие на ползание. Однако это пока не относится к к настоящему ползанию. Этот рефлекс исчезает после 4 месяцев.

Важно

У ослабленных малышей ползательные движения могут быть не выражены. При травмах спинного мозга рефлекс может проявляться асимметрично. При поражениях ЦНС он сохраняется значительно дольше положенного срока.

  • Рефлекс Галанта: при раздражении кожи вдоль позвоночника новорожденный изгибает спину в сторону, противоположную от раздражителя, при этом нога распрямляется. Этот рефлекс исчезает к 4-му месяцу жизни.

Важно

При поражениях спинного мозга данный рефлекс может отсутствовать или быть слабо выражен. При патологиях ЦНС он сохраняется значительно дольше, чем положено.

  • Рефлекс Переса: если провести пальцем снизу вверх по остистым отросткам, малыш начинает кричать, приподнимает голову, выгибает туловище, при этом сгибая руки и ноги. Этот рефлекс угасает к 4 месяцам.

Важно

Проверка этого рефлекса болезненна для младенца, поэтому нужно его исследовать только в том случае, если есть реальная необходимость.

Как показывает вышеизложенное, оценка рефлексов имеет важное значение для полной диагностики неврологического состояния новорожденного. Безусловно, подобные исследования может проводить только врач-невролог, специализирующийся на детях до года. Раннее выявление нарушений позволяет своевременно принимать меры для их исправления. Поэтому крайне важно проходить плановые осмотры невролога, даже если родителям кажется, что с ребёнком всё в порядке.

Мнение эксперта
Каутер Ольга Леонидовна
Врач общей практики (семейный врач) | стаж 20 лет

Условные рефлексы у новорожденных играют важную роль в их развитии, поскольку они помогают ребенку адаптироваться к окружающему миру. В первые дни жизни я наблюдаю у младенцев автоматические рефлексы, такие как сосательный рефлекс, который активируется, когда что-то касается губ малыша. Это не только помогает новорожденному получать питание, но и создает первые ассоциации между объектами и действиями. Ребенок учится, что сосание приводит к удовлетворению голода.

Еще одним ярким примером условного рефлекса является рефлекс хватания. Когда я помещаю пальцы или какие-либо предметы в ладонь грудничка, он инстинктивно сжимает их, что свидетельствует о наращивании его моторных навыков. Этот рефлекс не только способствует защите, позволяя ребенку лучше удерживаться на теле матери, но также формирует начальную концентрацию и координацию движений, что является важным этапом в его психомоторном развитии.

Также стоит отметить рефлекс поворота головы в сторону звукового стимула. Когда я произношу звуки или шуршу игрушкой, новорожденный часто поворачивает голову в мою сторону. Это явление является показателем не только реакции на окружающие звуки, но и начала формирования социального взаимодействия. Ребенок начинает осознавать, что его действия могут вызывать отклики, что, в свою очередь, формирует основу для более сложных взаимоотношений в дальнейшем.

⚠️ Представленная информация не может быть использована для самостоятельной постановки диагноза, определения лечения и не заменяет обращение к врачу!

Безусловные рефлексы новорожденного

Новорожденный может показаться беспомощным существом, но на самом деле природа позаботилась о нём, наделив его рядом врожденных рефлексов, которые призваны обеспечивать защиту. Какие же функции выполняют эти удивительные реакции организма и зачем они нужны? Кандидат медицинских наук Елена Борисовна Мачнева освещает данные аспекты.

Некоторые рефлексы быстро угасают, а другие продолжают существовать на протяжении более длительного времени — и это совершенно нормально. Родителям необходимо знать сроки проявления и исчезновения этих рефлексов, однако регулярные осмотры у невролога становятся обязательным условием.

Все безусловные рефлексы новорожденного педиатры — неонатологи разделяют на три основные группы:

  • Общая жизнедеятельность (дыхательный, сосательный, глотательный и спинальные рефлексы);
  • Защита от воздействия внешних факторов, таких как яркий свет, холод, жара и другие раздражители;
  • «Временные» рефлексы — например, рефлекс задержки дыхания, который необходим для безопасного продвижения по родовым путям матери.

Самые важные безусловные рефлексы малыша — это оральные рефлексы. Именно они позволяют ребенку добывать себе еду.

Сосательный рефлекс проявляется сразу после появления на свет — при условии, что ребенок здоров. Он охватывает сосок, палец или соску губами и ритмично сосёт, что является основой для нормального процесса кормления. Сосательный рефлекс начинает угасать примерно к первому году и полностью исчезает к 1,5-3 годам. Специалисты полагают, что таким образом природа сама определила оптимальный срок окончания грудного вскармливания.

Хоботковый рефлекс. Стоит легко коснуться губ малыша, и они смешно выпячиваются в трубочку — совсем как хобот у слоненка, — в этот момент непроизвольно сокращается круговая мышца рта.

Ладонно-ротовой рефлекс: если слегка надавить на ладошку малыша большим пальцем, он откроет рот.

Спинальные рефлексы — это набор реакций, ответственных за мышечный тонус. Они регулируются спинным мозгом и помогают телу принимать различные позы и перемещаться в пространстве.

Верхний защитный рефлекс. Этот рефлекс проявляется сразу же после рождения, если ребенок здоров. Если новорожденного малыша положить на живот: сразу же в сторону поворачивается головка, а малыш пытается ее приподнять. Так кроха восстанавливает доступ воздуха в дыхательные пути.

Поисковый рефлекс: если коснуться уголка рта малыша, он поворачивает голову к источнику раздражения.

Хватательный — вложите малышу палец в руку, и он крепко сожмет кулачок, да так, что его легко можно будет приподнять!

Рефлекс Бабинского: если погладить края подошвы с внешней стороны, пальцы раскроются в виде веера, а стопы согнутся с тыльной стороны. Врач оценит энергичность и симметричность этого движения.

Рефлекс опоры и автоматической ходьбы: он готовит малыша к походке. Опустите ножки малыша на пол — он встанет, опираясь на стопу, а если слегка наклонить его вперёд, он начнет «переступать».

Рефлекс ползания. Положите малыша на животик и прикоснитесь своими ладонями к его подошвам. Он тут же оттолкнется от опоры и продвинется вперед.

Рефлекс Галанта: если провести пальцем вдоль позвоночника от головы к попе, отойдя на 1 см от позвоночника слева — малыш согнёт спину вправо и разогнёт левую ногу; сделайте то же самое с правой стороны, он согнёт спину влево и разогнёт правую ножку. Врач оценит симметричность ответа на рефлекс.

Рефлекс Переса. Положите малыша на животик и проведите пальцем по позвоночнику, двигаясь от копчика к шее и слегка надавливая на позвонки. В ответ малыш поднимет голову и таз, прогнет спину и согнет ноги в коленях. При этом он может закричать, помочиться или покакать. Рефлекс помогает врачу оценить работу спинного мозга.

Рефлекс Моро. Это защитная реакция. Протестировать его можно различными способами, например, уронить игрушку рядом с ребенком, резко приподнять нижнюю часть тела за ноги, хлопнуть по пеленальному столу, где лежит малыш. В ответ на это он сначала разведет ручки в стороны, разожмет пальчики и выпрямит согнутые ноги.

Через 2−3 секунды ручки либо займут исходное положение, либо ребенок обнимет себя ими. Этот рефлекс сохраняется до 3-4 месяцев. Если малыш без видимой причины часто разводит ручки или его движения асимметричные, на это стоит обратить внимание.

Рефлекс Магнуса-Клейна, или Асимметричный рефлекс. Если повернуть головку ребенка вправо, он разогнет правую руку и правую ногу и согнет левую руку и левую ногу — встанет в «позу фехтовальщика». Рефлекс координирует работу глаз и мозга и способствует развитию вестибулярного аппарата.

Симметрический рефлекс. Осторожно наклоните голову ребенка так, чтобы его подбородок коснулся груди: в этом случае ручки автоматически согнутся, а ноги примут прямое положение. Если же вы поднимете голову, то произойдет противоположное: ручки разогнутся, а ноги согнутся. Подготовьте малыша к осознанному ползанию.

Лабиринтный тонический рефлекс. Вызывается изменением положения головы крохи в пространстве. В положении «лежа на животе» голова крохи падает на грудь или запрокидывается назад, спина выгибается, руки прижимаются к груди, пальцы сжимаются в кулачки, ножки сгибаются в коленях и прижимаются к животу. Через несколько минут ребенок начинает выполнять плавательные движения, которые переходят в спонтанное ползание.

Вопросы по теме

Как понять, что новорожденный проявляет условный рефлекс?

Проявление условного рефлекса у новорожденного может быть заметно через действия, которые он предпринимает в ответ на определенные стимулы. Например, если вы начинаете трясти погремушку, и ребенок начинает поворачивать голову в ее сторону, это может быть признаком его развития условных рефлексов. Также важно наблюдать за тем, как ребенок реагирует на звук вашего голоса или запах пищи. Постепенно он начинает ассоциировать эти стимулы с определенными действиями, такими как сосание или движение к источнику звука.

Можно ли стимулировать развитие условных рефлексов у новорожденного?

Да, стимуляция условных рефлексов у новорожденных возможно и рекомендуется, поскольку это помогает в их развитии. Вы можете использовать различные сенсорные стимулы, такие как звуки, цвета и текстуры. Например, после кормления можно включать успокаивающую музыку, чтобы ассоциировать время еды с приятными звуковыми эффектами. Также стоит поощрять малыша различными игрушками, которые издают звуки, при этом повторяя одни и те же движения или слова. Постепенно ребенок начнет связывать этиStimuli с определенными состояниями или действиями, что будет способствовать его умственному и эмоциональному развитию.

Сколько времени требуется, чтобы у новорожденного сформировались устойчивые условные рефлексы?

Формирование устойчивых условных рефлексов у новорожденного может занять от нескольких недель до нескольких месяцев. Это зависит от частоты повторения одних и тех же стимулов и реакции ребенка на них. Обычно, чем чаще ребенок сталкивается с определенными стимулами, тем быстрее он начинает их ассоциировать с последствиями. Например, если каждый раз после купания вы будете показывать ему яркую игрушку, малыш быстрее поймет, что после купания его ожидает нечто интересное, и начнет проявлять радостные реакции. Однако важно помнить, что каждый ребенок уникален, и скорость формирования рефлексов может варьироваться.»

Оцените статью
Атмосфера
Добавить комментарий