Повышенная сонливость на нервной почве у подростков является довольно распространенной проблемой, связанной со стрессом, учебными нагрузками и эмоциональными переживаниями. В этом возрасте подростки переживают множество изменений, что может приводить к повышенному уровню тревожности и усталости, отрицательно сказываясь на качестве сна.
Важно обратить внимание на эмоциональное состояние подростков и, при необходимости, предоставить им поддержку, будь то разговор с родителями или консультация с психологом. Здоровый режим сна и управления стрессом могут помочь снизить уровень сонливости и улучшить общее самочувствие.
- Повышенная сонливость у подростков может быть следствием стресса и эмоциональных перенапряжений.
- Нервозность и тревожность влияют на качество сна, что приводит к усталости и снижению концентрации.
- Сонливость может усугубляться из-за нерегулярного режима и недостатка физической активности.
- Психологические факторы, такие как депрессия и социальная изоляция, также способствуют проблемам со сном.
- Важно своевременно выявлять и решать проблемы, связанные с эмоциональным состоянием подростков.
- Рекомендации включают создание здорового режима сна, поддержку со стороны родителей и профессиионалов.
Повышенная сонливость на нервной почве у подростков
Астено-невротический синдром у детей — это распространенная проблема, связанная с нервной системой, возникающая в результате чрезмерного переутомления и сильного эмоционального стресса. При неврастении малыши выглядят вполне здоровыми, хотя и кажутся уставшими.
Клинические проявления астено-невротического синдрома у детей напоминают симптомы депрессии, вегетососудистой дистонии и хронической усталости.
Люди, далекие от медицины, не знают, что такое астено-невротический синдром у детей и как это заболевание лечить. Часто родителям сложно заподозрить у ребенка расстройство нервной системы, так как капризность, утомляемость, плаксивость они объясняют особенностями характера малыша. В результате вместо оказания помощи ребенку, страдающему невротическим расстройством, родители ругают и наказывают его, усугубляя ситуацию.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПАТОЛОГИИ
Неврастения у детей — это набор симптомов, возникающих ввиду истощения нервной системы. Признаки неврастении у детей имеют отличия от симптомов, наблюдаемых у взрослых.
Медики называют это заболевание синдромом раздражительной усталости. Астеноневроз встречается не только у детей, но и у подростков. Данное расстройство является одной из распространенных причин снижения школьной успеваемости ребенка, конфликтности в отношениях со сверстниками и взрослыми.
Астеноневроз может развиться из-за проблем внутриутробного развития нервной системы, родовой травмы или инфекций, перенесенных малышом в ранний послеродовой период. В данном случае симптомы могут начать проявляться в возрасте 2-3 лет. Также синдром может возникнуть в школьные годы в результате чрезмерной нагрузки на нервную систему.
Симптомы и проявления неврастении у детей требуют обращения к врачу. Без своевременного вмешательства это может привести к серьезным и необратимым изменениям в психике ребенка.
Повышенная сонливость на нервной почве у подростков — это явление, с которым мне часто приходится сталкиваться в своей практике. Подростковый возраст связан с рядом физиологических и психологических изменений, которые могут провоцировать ощущение усталости и сонливости. Нервные нагрузки, вызванные учебой, социальными обязательствами и эмоциональными переживаниями, становятся факторами, способствующими развитию этого состояния. Важно понимать, что в этом возрасте психоэмоциональное состояние может существенно влиять на физическое самочувствие, включая уровень энергии и желание заниматься активной деятельностью.
Современные подростки часто подвержены стрессу из-за требований окружающей среды: учебного процесса, ожиданий родителей и сверстников, а также большого количества информации, поступающей из различных источников. Это может привести к перегрузке нервной системы, что, в свою очередь, отражается на качестве сна. Неполноценный сон и его недостаток являются непосредственными причинами повышения сонливости. Я наблюдаю, что многие подростки не уделяют должного внимания своему режиму дня, что усугубляет ситуацию и приводит к хронической усталости.
Кроме того, немаловажным аспектом является тот факт, что подростки часто не осознают связь между своим эмоциональным состоянием и физическим здоровьем. К сожалению, они могут не придавать значения своей сонливости, рассматривая ее как естественное следствие учебной нагрузки. Поэтому так важно проводить беседы с подростками, объяснять им важность заботы о своем психоэмоциональном состоянии, достаточного отдыха и качественного сна. Профилактика сонливости на нервной почве должна включать в себя не только психологическую поддержку, но и обучение грамотным методам управления стрессом и правильному распорядку дня.
Опасные симптомы: Врачи рассказали, о чем на самом деле говорит высокая утомляемость у детей и подростков
Гематолог Томова отмечает, что утомляемость у детей может быть признаком железодефицитной анемии.
Если ребенок не сумел восстановиться во время каникул и чувствует себя не готовым к школе, ему могут быть присущи жалобы на сонливость и быструю усталость. Причиной этого состояния может стать скрытая проблема со здоровьем — железодефицитная анемия. На эту тему рассказала Евгения Томова, врач-гематолог Консультативно-диагностического отделения Российского детского клинического больницы РНИМУ им. Н. И. Пирогова Минздрава России.
Почему для детей так опасна анемия?
Железодефицитная анемия вызывает кислородное голодание тканей и гипоксию. Сердце и мозг также не получают достаточного количества кислорода — это становится причиной утомляемости, даже после каникул требуется новый отдых, а во время уроков детям становится сложно сосредоточиться и решать даже простые задачи.
Этот недуг чаще всего наблюдается у детей в двух возрастных группах:
- от шести месяцев до двух лет;
- после 12 лет, в подростковом возрасте.
В чем причины железодефицитной анемии у детей?
— Отсрочка с введением прикорма и недостаточное внимание к продуктам, содержащим много железа, могут привести к железодефициту. У подростков распространено употребление пищи в виде перекусов, что зачастую исключает полноценные приемы пищи, также негативно сказываясь на здоровье и приводя к патологиям, — комментирует Евгения Томова.
Еще одна причина может крыться в нарушении всасывания железа из продуктов питания. Это происходит на уровнях слизистой желудка и двенадцатиперстной кишки.
— Также потеря крови может быть причиной данного состояния. У маленьких детей это может быть скрытая кровопотеря в желудочно-кишечном тракте, например, из-за белка коровьего молока, который повреждает кишечные мембраны, что приводит к хронической кровопотере. У девочек-подростков кровопотери могут быть связаны с менструальным циклом, — утверждает врач.
Ребенок может нуждаться в помощи, если наблюдаются следующие симптомы:
- бледность кожи;
- выраженная слабость;
- быстрая утомляемость.
В раннем возрасте ребенок привыкает к подобному состоянию, достаточно быстро адаптируется к железодефициту, проявляет активность и чувствует себя хорошо, поэтому здесь ключевой признак — бледность кожных покровов.
У подростков, кроме бледности, также могут проявляться ухудшение работоспособности, проблемы с вниманием и концентрацией, что зачастую способствует плохой успеваемости в школе.
Помимо этого, болезнь проявляется ломкостью ногтей, голубыми склерами глаз, выпадением волос, сухостью кожи.
При серьезном дефиците железа возможно поражение слизистых оболочек и нарушения в иммунной системе, что может привести к частым заболеваниям.
Помимо медикаментозного лечения препаратов железа, назначенного врачом, необходимо уделять внимание профилактике железодефицитной анемии.
Как не допустить железодефицитной анемии у детей?
- Профилактика должна начаться еще во время беременности, поскольку это критический период для развития.
- Для маленьких детей профилактика заключается в раннем введении прикорма.
- С пяти месяцев новые продукты должны вводиться постепенно с наблюдением педиатра.
- Среди новых продуктов следует включать мясо, гречневую кашу, яблоки. Питание должно быть разнообразным, с достаточным количеством минералов.
- Подросткам необходимо внимательно следить за состоянием организма при интенсивных тренировках. Регулярный анализ крови очень важен: детям рекомендуется сдавать общий анализ раз в полгода, а тем, кто активно занимается спортом — раз в три месяца.
Для поддержания необходимого уровня железа в организме подходят следующие продукты:
- мясо (кролик, телятина, говядина);
- зеленые яблоки;
- морепродукты;
- гречневая и пшенная каши;
- цветная капуста.
Школьный невроз у подростков
Неврозом у подростков называют полностью обратимое психическое расстройство, вызванное нарушением высшей нервной деятельности, которое проявляется определенными симптомами (тревожность, страхи, перепады настроения, депрессии и др.).
Школьный невроз представляет собой одну из форм невроза, связанного со страхами. Физиологические проявления школьного невроза включают:
- нервные тики;
- изменение аппетита;
- проблемы со сном: дневная сонливость и бессонница по ночам, часто сопровождающиеся кошмарами;
- головокружения и постоянные головные боли;
- спазмы и болевые ощущения;
- расстройства пищеварения: запоры, поносы;
- увеличенная утомляемость и мышечная слабость;
- потливость ладоней перед уроками, учащенное сердцебиение и трудности с концентрацией.
Психологические проявления школьного невроза:
- резкие изменения настроения;
- раздраженность и агрессивность;
- повышенная чувствительность и ранимость;
- подавленное состояние;
- истерики.
При обнаружении у своего ребенка минимум пяти перечисленных симптомов, родителям необходимо принять соответствующие меры и обратиться к специалисту.
К школьным неврозам более восприимчивы:
- впечатлительные и чувствительные дети;
- учащиеся с высокой потребностью в самоутверждении;
- интроверты.
Существуют определенные условия психологического и физиологического характера, способствующие формированию подросткового невроза:
- генетические факторы: характерные черты личности продлеваются через поколения;
- церебральные и органические факторы: незначительные нарушения мозговой деятельности могут возникать из-за патологии во время беременности и родов;
- психосоциальные факторы: напряженные отношения в семье, тип воспитания и эмоциональные стрессы;
- негативные образовательные условия: высокая нагрузка в специализированных школах и чрезмерное количество дополнительных курсов.
Регулярные капризы, страхи, невнимательность и агрессивные реакции в раннем детстве служат показателями возможных неврозов.
В подростковом возрасте (12-16 лет) возникновение неврозов также может быть связано с гормональными изменениями и частыми перепадами настроения. Трудно точно установить, насколько распространены неврозы среди учащихся, поскольку многие родители не обращаются за помощью. Однако, с каждым годом количество обращений к специалистам увеличивается.
Часто родители сами провоцируют у подрастающего чада школьный невроз. Слишком строгие наказания, конфликтные взаимоотношения, завышенные требования, неустойчивость стиля родительского воспитания, ограничения самостоятельности и ответственности. Школьная атмосфера и поведение учителя также отражаются на психоэмоциональном состоянии ученика. Психологами доказано, что информация намного быстрее и легче усваивается, если ее произносить со спокойной и размеренной интонацией. Постоянные крики и командный тон, информационная перегрузка, нервозность учителя ухудшают микроклимат в классе, вызывают у школьников негативные эмоции и ощущение чрезмерного психологического давления.
Лечение и профилактика школьного невроза
Прежде всего родителям необходимо проанализировать режим дня, адекватность нагрузок, наличие отдыха и физкультуры в расписании подростка. Также близким подростка рекомендуется обратить внимание на следующие моменты:
1. Установление эмоциональной связи с подростком.
2. Соотношение ожиданий родителей с реальными возможностями их чада.
3. Анализ модели воспитания, возможно в ней присутствуют чрезмерные властность и принципиальность, или гиперопека, или вседозволенность.
Если школьный невроз возник на фоне здоровых семейных отношений, нужно обратиться к неврологу для исключения церебрально-органических факторов и поддержки нервной системы. На консультациях с психологом могут быть изучены техники психосоматического расслабления и методы визуализации, что поможет подростку освоить навыки самопомощи, повысить стрессоустойчивость и справляться со школьными стрессами более эффективно.
Важно помнить, что соматизация психоэмоциональных нагрузок говорит о том, что растущему организму нужна помощь.
Материалы и методы исследования
Под наблюдением находились 64 подростка в возрасте 14-17 лет, зарегистрированных в городе, которые обратились к врачу с жалобами на повышенную утомляемость и низкие оценки в школе. Среди них было 30 (46,9%) мальчиков и 32 (53,1%) девочки. Диагностика осуществлялась на основании критериев. Для оценки степени выраженности астенических проявлений и динамики в ходе лечения использовалась субъективная шкала оценки астении с подшкалами. Интенсивность утомляемости оценивалась с помощью визуальной аналоговой шкалы (ВАШ).
Тревожность оценивалась с помощью теста самооценки.
Вегетологическое обследование проводилось с помощью опросника (1991). Головные боли (ГБ) диагностировались в соответствии с критериями Международного общества по изучению ГБ (). Интенсивность цефалгий оценивалась с помощью ВАШ ( вариант).
Электроэнцефалография (ЭЭГ) проводилась с использованием 19 электродов, установленных согласно международной системе 10–20, в состоянии покоя с закрытыми и открытыми глазами (по 3 минуты). Для контроля движений глаз также проводилась запись электроокулограммы. Абсолютная мощность ЭЭГ оценивалась и сравнивалась по группам испытуемых в диапазонах θ- (4–7 Гц), α1- (7–12 Гц), β1- (14–20 Гц), β2- (20–30 Гц).
Кроме того, проводилось психофизиологическое исследование с помощью TOVA (the Test of Variables of Attention) — теста непрерывной деятельности, позволяющего оценить состояние внимания и уровень импульсивности по отношению к нормативным данным для каждого возраста. Тест основан на предъявлении испытуемому в случайном порядке значимых (требующих ответной реакции) и незначимых (не требующих ответной реакции) стимулов, появляющихся на экране компьютера в виде геометрических фигур. Результаты исследования позволили количественно оценить степень невнимательности (ошибки пропуска значимых стимулов), уровень импульсивности (ошибки реагирования на незначимые стимулы) и скорости переработки информации (время ответа) и устойчивости ответов (дисперсия времени ответа).
Подростки из исследуемой группы принимали Нооклерин в дозировке 2 г/сут (по одной чайной ложке дважды в сутки — утром и днём) в течение одного месяца. В этот период другая терапия не проводилась. Эффективность лечения оценивалась через месяц после завершения курса. Количество пациентов с положительной реакцией устанавливалось на основе снижения общей астении более чем на треть.
Контрольная группа состояла из 64 практически здоровых подростков.
Результаты исследования
Клиническая картина у пациентов из исследуемой группы характеризовалась полиморфностью клинических проявлений и выраженной астенической симптоматикой (табл. 1, рис. 1). Наибольшая выраженность астении отмечалась по следующим субшкалам: «пониженная активность», «общая астения», «снижение мотивации».
Важно подчеркнуть, что указанные жалобы проявлялись в процессе учебного дня и не исчезали после перерыва. Отмечалось увеличение чувствительности к различным внешним факторам и ощущениям внутренних органов, что вызывало множество соматических проблем. Астенические признаки, такие как общая слабость, быстрая утомляемость, истощение, вялость и дневная сонливость, проявлялись вместе с сопутствующими расстройствами. Количественная характеристика астенических нарушений представлена на диаграмме (рис. 1).
Так, в 52 случаях (81,3%) у пациентов из исследуемой группы отмечались двусторонние диффузные ГБ давящего, сжимающего характера. Цефалгии возникали преимущественно во половине дня, не усиливались на фоне повседневной физической нагрузки. В соответствии с критериями и такие цефалгии были определены нами как ГБ напряжения (ГБН).
На основании частоты приступов гипертонической болезни было выделено две группы: подростки с частой (эпизодической) формой гипертонии (ЧГБН) и подростки с хронической формой гипертонии (ХГБН).
ЧГБН наблюдалась в 30 случаях (46,9% от общего числа пациентов). Частота приступов гипертонии составила 3–10 раз в месяц и, как правило, приходилась на стрессовые ситуации или психологические травмы. ХГБН была диагностирована в 22 случаях (34,4% от общего количества исследуемых). В этой группе подростков гипертонические кризы отмечались от 4 до 7 раз в неделю, преимущественно в будние дни после школьных занятий.
Провоцирующими факторами являлись переутомление и длительное психическое напряжение. Cредняя интенсивность цефалгий представлена в таблице 1.
Результаты вегетологического обследования по анкетной методике показали, что средний балл среди подростков в исследуемой группе составил 19,5±5,6 (при норме до 15 баллов).
Средний уровень реактивной тревожности составил 43,6±7,5 балла; средний уровень личностной тревожности — 39,2±7,9 балла (согласно нормативным данным повышенный уровень тревожности констатируется при величине показателей более 30 баллов).
Психофизиологическое исследование TOVA дало возможность выявить у пациентов изучаемой группы повышенную невнимательность, импульсивность и замедленное время реакции по сравнению с контрольной группой. Особенно заметно возросло количество ошибок и время реакции на половине теста (табл. 2).
Качественные результаты ЭЭГ показали, что биоэлектрическая активность мозга у подростков с неврастенией характеризовалась значительным снижением мощностей α-ритма в затылочной области по сравнению с контрольной группой (табл. 3).
Оценка результатов лечения показала, что доля респондеров после курса Нооклерина составила 68,8% (44 пациента). В беседах с подростками и их родителями отмечались уменьшение утомляемости, улучшение внимания, памяти со 2–3 нед. приема препарата. Доля нонресподеров составила 28,1% (9 пациентов).
Стоит подчеркнуть, что отсутствие положительных изменений было отмечено у пациентов с очень высоким уровнем тревожности. При проведении оценки состояния пациентов наблюдалось значительное улучшение по шкалам общей астении, психической астении и сниженной активности (рис. 1). Достоверных улучшений по шкале снижения мотивации не зафиксировано.
Кроме того, отмечалось снижение интенсивности ГБ у 17 пациентов (32,7% всех пациентов с цефалгиями). Улучшение получено у 6 пациентов с ЧГБН и 11 пациентов с ХГБН. Регистрировалась тенденция к уменьшению средней интенсивности боли после лечения, особенно при ХГБН. Данный показатель составил 4,1±2,9 балла.
Результаты повторного вегетологического исследования показали значительное снижение данного показателя после курса Нооклерина (табл. 1).
Переносимость терапии в основной группе была в целом хорошей. В 3 случаях были жалобы на трудности с засыпанием. Однако через 3–4 дня сон у таких пациентов нормализовался самостоятельно, без применения медикаментов. Другие побочные эффекты не наблюдались.
Повторное психофизиологическое исследование после курса выявило статистически достоверное уменьшение невнимательности, импульсивности и времени реакции (табл. 2). Также не отмечено достоверного снижения тревожности.
Данные электроэнцефалографического исследования показали, что значительное клиническое улучшение сопровождалось изменениями ритмической структуры ЭЭГ. Сравнительный анализ электроэнцефалограмм продемонстрировал достоверное увеличение мощности α-ритма в затылочных областях после завершения курса Нооклерина (табл. 3).
Подросток всегда в плохом настроении и целыми днями спит: что происходит и как ему помочь
Подростковый период сложен не только для самих детей, но и для их родителей. Помимо непонимания и сложных отношений с подростком, взрослых может беспокоить и физическое состояние ребенка. К кому обращаться, если подросток всегда уставший и в плохом настроении? Отвечает психиатр клиники DocMed Мария Темирова.
Вопрос. Моей дочери 16 лет, она постоянно спит днем, у нее нет ни сил, ни настроения. К кому нам следует обратиться за помощью?
Ответ. Состояние подростков зависит от множества факторов. Причины его могут включать:
- высокую учебную или умственную нагрузку;
- семейные конфликты;
- конфликты с равными по возрасту;
- проблемы с принятием своего тела (уменьшение пищи с целью похудения);
- соматические болезни (анемия, болезни щитовидной железы и т.д.);
- гормональные нарушения;
- эмоциональные расстройства.
В диагностике мы сначала должны исключить или подтвердить какую-либо соматическую патологию, которая может быть либо причиной сонливости и разбитости подростка, либо фактором, усугубляющим эмоциональное состояние.
Сначала рекомендации заключаются в обращении к педиатру для обследования. Если выявлена соматическая проблема, педиатр предложит соответствующее лечение. Врач также может направить к другому специалисту, например эндокринологу.
Если эти специалисты не выявили патологию или же, выявив её, назначили лечение, но самочувствие подростка так и не вернулось в норму или физически стало лучше (ушла сонливость, увеличилась работоспособность), но при этом настроение остаётся подавленным, — это повод посетить психотерапевта или психиатра.
Психотерапевт проведёт консультацию, соберёт анамнез, выполнит анкетирование и предоставит опросники по шкалам (например, по шкале депрессии Бека). Если причиной нестабильного эмоционального состояния является, к примеру, недопонимание в семье, психотерапевт сможет помочь как ребенку, так и его родителям.
Если, кроме понижения настроения, у специалиста наблюдаются другие симптомы, это может указывать на эмоциональные расстройства (депрессивные, тревожные или прочие).
Что может быть проявлением расстройства и поводом для назначения фармакотерапии (назначить её или нет, решит врач):
- проблемы со сном, в том числе бессонница;
- осложнения с аппетитом;
- трудности с концентрацией;
- непосредственные проблемы с памятью;
- навязчивые мысли;
- панические атаки;
- повышенная тревожность;
- желание причинить себе вред (селфхарм);
- суицидальные мысли.
Если у вас есть вопрос, на который вы хотите получить ответ от специалиста, а не от случайного поиска в интернете, пожалуйста, задайте его в форме ниже, и мы постараемся найти эксперта, который предоставит вам ответ. Это анонимно — не стесняйтесь спрашивать все, что вас волнует.
Сонливость днем
Сонливость – причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.
Определение
Сонливостью называется состояние, при котором человек может слишком долго спать ночью или испытывать желание спать в течение дня, даже если ночной сон был нормальным по продолжительности.
Дневная сонливость существенным образом влияет на качество жизни человека, работоспособность и эффективность труда. В некоторых случаях она может представлять угрозу жизни и здоровью как самого человека, так и окружающих его людей, поскольку увеличивает риск аварий при управлении транспортом, является причиной несчастных случаев на предприятиях.
При дневной сонливости пациенты часто жалуются на эпизоды неожиданного засыпания, ухудшение концентрации, снижение памяти, уменьшение работоспособности или успеваемости, вялость и упадок сил, расстройства ночного сна, головные боли. Люди, ощущающие сонливость, могут становиться раздражительными (иногда даже агрессивными), терять инициативу и часто допускать ошибки.
Повышенная дневная сонливость может сопровождаться отеками под глазами, покраснениями склер.
Разновидности сонливости
Существует несколько типов сонливости:
- психофизиологическая гиперсомния (сонливость здоровых людей из-за недостатка ночного сна или стресса),
- сонливость, связанная с различными заболеваниями.
В норме сонливость проявляется после сильных физических и эмоциональных нагрузок, длительного отсутствия сна, в период восстановления после тяжелых заболеваний. Кроме того, человек может хотеть спать в дождливую погоду, при недостатке солнечного света в осенне-зимний период, в душном помещении, после приема пищи, при смене часовых поясов. Нередко на постоянное желание спать жалуются беременные женщины – это связано с гормональной перестройкой организма.
Сонливость может быть связана с различными соматическими и/или психическими расстройствами, такими как нарколепсия, болезнь Паркинсона, идиопатическая гиперсомния, болезнь Гентингтона и многими другими.
Среди заболеваний и состояний, влияющих на развитие сонливости, выделяют:
- апноэ во сне (условие, характеризующееся храпом, периодическим обструкцией верхних дыхательных путей на уровне глотки и остановкой дыхания при продолжающихся усилиях на протяжении не менее 10 секунд, с понижением уровня кислорода в крови);
- нарколепсия (заболевание нервной системы, проявляющееся приступами непреодолимой сонливости и внезапными эпизодами засыпания, внезапной потерей мышечного тонуса, нарушениями сна по ночам и галлюцинациями при засыпании и пробуждении);
- идиопатическая гиперсомния (хроническое расстройство, сопровождаемое чрезмерной дневной сонливостью на протяжении всей жизни);
- болезнь Паркинсона (медленно прогрессирующее неврологическое заболевание, характеризующееся разрушением нейронов, приводящим к ригидности, тремору, проблемам с поддержанием равновесия и нарушению сна; пациенты часто жалуются на сложность засыпания, фрагментацию сна и повышенную дневную сонливость);
- мультисистемная атрофия (прогрессирующее дегенеративное заболевание мозга с преимущественным поражением глиальных клеток);
- болезнь Гентингтона (наследственное заболевание, возникновение которого обычно происходит после 30 лет, сопровождающееся непроизвольными движениями и психическими расстройствами);
- синдром Клейне-Левина (редкое состояние, также известное как синдром периодического сна, которое сопровождается приступами продолжительного сна и отделениями от действительности, с выраженными когнитивными и поведенческими расстройствами, включая повышенный аппетит, раздражительность и изменения в сексуальности);
- дистония;
- железодефицитная анемия;
- артериальная гипотония;
- болезни эндокринной системы (гипотиреоз, сахарный диабет и др.);
- заболевания головного мозга (травмы и опухоли);
- сосудистые заболевания мозга (например, атеросклероз);
- неврозы.
Сонливость также может проявляться в результате приема определённых медикаментов или БАД, которые увеличивают продолжительность ночного сна и вызывают дневную сонливость.
Некоторые препараты могут приводить к появлению сонливости, среди них: бензодиазепины, трициклические и тетрациклические антидепрессанты, ингибиторы моноаминоксидазы, антигистаминные средства, а также нейролептики и другие.
К каким врачам обращаться при сонливости
Чтобы исключить наличие заболеваний, способствующих возникновению дневной сонливости, следует обратиться к врачу-терапевту или педиатру.
В дальнейшем может быть рекомендована консультация: эндокринолога, невролога, психолога – с целью диагностики, коррекции и профилактики психопатологических состояний.
Процедуры диагностики и обследования при сонливости
Оценку дневной сонливости можно осуществлять двумя способами:
- субъективно – путем заполнения специализированных анкет;
- объективно – с использованием специализированных исследований.
Шкала сонливости Эпворта (Epworth Sleepiness Scale, ESS), которая состоит из 8 вопросов (за каждый начисляется от 0 до 3 баллов), оценивает вероятность засыпания в 8 повседневных ситуациях с итоговым количеством баллов от 0 до 24. Суммарное число более 24 баллов указывает на выраженную сонливость.
Стэндфордская шкала сонливости (Stanford Sleepiness Scale, SSS) позволяет оценить уровень сонливости на момент заполнения теста по 7-балльной шкале, где 1 означает бодрствование, а 7 – сильную сонливость. Показатели на уровне 8 и выше свидетельствуют о выраженной сонливости.
Каролинская шкала сонливости (Karolinska Sleepiness Scale, KSS), которая оценивает состояние сонливости за 5 минут до заполнения теста от 1 до 9 баллов. Значения от 10 баллов и выше указывают на выраженную сонливость.
Multiple Sleep Latency Test (MSLT) – это множественный тест на латентность ко сну. Принятие его проводится после ночного полисомнографического исследования, обеспечивающего надежное понимание качества ночного отдыха перед дневным тестом, что позволяет правильно интерпретировать результаты MSLT.
Также применяется тест на поддержание бодрствования (The Maintenance of Wakefulness Test, MWT), который служит для оценки уровня бодрствования и проявлений дневной сонливости.
Для уточнения диагноза могут быть рекомендованы следующие исследования:
- общий анализ крови;
№ 1515 Общий анализ крови
Клинический анализ крови: общий анализ, лейкоформула, СОЭ (с микроскопией мазка крови при наличии патологических сдвигов) B03.016.003 (Номенклатура МЗ РФ, Приказ №804н) Синонимы: Общий анализ крови, ОАК. Full blood count, FBC, Complete blood count (CBC) with differential white blood cell count (CBC with diff), Hemogram. Краткое описание исс.
Вопросы по теме
Как стресс и тревога могут влиять на качество сна подростков?
Стресс и тревога могут существенно ухудшить качество сна у подростков. Когда молодые люди испытывают эмоциональное напряжение, их организм выделяет увеличенное количество кортизола — гормона стресса, что может вызывать бессонницу или прерывистый сон. В результате подростки могут испытывать хроническую усталость и повышенную сонливость в течение дня. Кроме того, негативные мысли и переживания могут мешать расслаблению, что также затрудняет засыпание и негативно сказывается на общем состоянии.
Каковы признаки повышенной сонливости на нервной почве, которые родители могут заметить у своих детей?
Родители могут обратить внимание на несколько ключевых признаков, указывающих на повышенную сонливость подростка. Это может включать постоянные жалобы на усталость, трудности с концентрацией, изменения в аппетите и настроении. Подросток может также проявлять больше раздражительности или замкнутости, словно он не заинтересован в общении. Частые засыпания во время уроков или после обеда также могут сигнализировать о проблемах со сном, связанными с эмоциональным состоянием.
Какие методы могут помочь подросткам справиться с повышенной сонливостью и стрессом?
Существует несколько эффективных методов, которые могут помочь подросткам справиться с повышенной сонливостью на нервной почве. Во-первых, регулярные физические упражнения, такие как йога или бег, могут способствовать снижению уровня стресса и улучшению качества сна. Во-вторых, развитие навыков управления стрессом, таких как медитация или дыхательные практики, может помочь подросткам расслабиться. Также важно установить режим сна: ложиться и вставать в одно и то же время, избегая использования гаджетов перед сном. Наконец, общение с психологом или школьным консультантом может оказаться полезным для решения внутренних конфликтов и снижения уровня тревожности.