Физическое развитие и новые умения грудничка в 6 месяцев

Шесть месяцев – это первый значимый юбилей вашего малыша. Он уже не просто беспомощный младенец, а любознательный ребенок, активно исследующий окружающий мир.

Для родителей очень важно понимать, чего можно ожидать от ребенка в полгода. Все дети разные: кто-то развивается быстрее, кто-то медленнее. Тем не менее, есть определенные рамки, на которые стоит ориентироваться. Об этом и пойдет речь в данной статье.

Коротко о главном
  • Физическое развитие: К шести месяцам ребенок начинает уверенно сидеть с поддержкой и может переворачиваться с животика на спину и обратно.
  • Хватательные навыки: Дети активнее используют свои ручки, могут захватывать игрушки и передавать их из одной руки в другую.
  • Моторные навыки: Ребенок начинает исследовать окружающий мир, тянется к предметам и активно манипулирует ими.
  • Социальные навыки: Груднички все больше интересуются взаимодействием с взрослыми и могут реагировать на улыбку.
  • Коммуникация: В возрасте шести месяцев дети начинают издавать более разнообразные звуки и крики, что свидетельствует о развитии речевых навыков.

Физиологические особенности грудничка в 6 месяцев

Вес малыша в полгода составляет в среднем от 7,2 до 7,9 кг,

а его рост колеблется в пределах 65-67 см.

За последний месяц кроха может прибавить около 600 грамм в весе и вырасти на 1,5-2 сантиметра. К данному возрасту процесс набора веса обычно замедляется. Мальчики и девочки развиваются по-разному, и это становится заметно уже в шесть месяцев: девочки, как правило, меньше мальчиков по средним показателям роста и веса.

Слух. Ребенок отлично слышит звуки, когда они находятся не дальше 6–6,5 метров. Он уже реагирует на свое имя и способно отличать интонации голосов тех, кто с ним общается. В особенности малыш радуется, услышав голос мамы. Кроха внимательно слушает окружающие звуки, поворачивая голову в их сторону. Он различает шаги, звук открывающейся двери и мелкие шумы, такие как журчание воды, а также слышит тихие звуки и шепот.

Зрение. К шести месяцам происходит значительный прогресс в развитии зрительных центров головного мозга. Ребенок видит объекты гораздо четче, чем раньше, и следит за движущимися предметами быстро и точно. Он отлично различает цвета, и его зрение продолжает улучшаться. Более совершенная координация между глазами и руками позволяет ему легко находить и брать объекты, а также тянуть их в ротик.Речевые навыки. Кроха гулит гораздо активнее и продолжительнее, чем прежде, а его лепет уже содержит отчетливо слышимые согласные звуки, такие как а-ма, ба-бя, па и т.д. В этом возрасте актуально формирование и развитие речевых реакций, что означает, что он начинает уверенно связывать предметы с их названиями. Сон. К этому времени сон становится более спокойным, продолжаясь до 16 часов в сутки. Ночное время занимает 9–10 часов сна, а в течение дня малыш спит несколько раз, от 20 минут до 3-4 часов. Пребывание на свежем воздухе способствует более долгому и спокойному сну по сравнению с комнатными условиями.

Физические навыки малыша в 6 месяцев

К полутора годам детки активно меняют положение своего тела и начинают пробовать ползти, переворачиваться и садиться. Это связано с укреплением мышечного корсета и стремлением добиться новых успехов, таких как:

  • Кроха поднимается на четвереньки и начинает покачиваться в этом положении.
  • К шести месяцам он уже умеет переворачиваться из лежачего положения на живот и обратно. Находясь на животе, он старается поднять животик от поверхности. Если есть что-то, за что можно ухватиться, малыш подтягивает себя и садится, делая это довольно успешно.

Находясь на животе, кроха может опираться на одну руку, так как вторая нужна для игры с игрушками. Он начинает осознавать, что имеет две руки и может держать сразу несколько игрушек. В ближайшее время он сможет понять, что для того чтобы взять новую игрушку, нужно что-то выпустить из рук.

  • В полугодовалом возрасте ребенок уже пытается передвигаться. У каждого это происходит по-своему: некоторые скоро начинают перекатываться по полу, двигая руками и ногами, или отталкиваются назад, а другие подтягиваются, двигаясь как лягушка или ползут поочередно, перемещая руки и ноги.
  • Сидеть малыш уже научился, но пока не может удерживать позу долго и иногда падает вбок. Мышцы спины еще не достаточно развиты, чтобы уверенно держать вертикальное положение. Со временем он научится самостоятельно садиться.
  • Некоторые дети приподнимают себя и пытаются встать на ноги, держась за опору. Другие малыши начинают активно готовиться к своим первым шагам, приседая и потанцовывая в вертикальном положении. Ходить в этом возрасте дети еще не готовы, так как мышцы ног слишком слабы.
  • Развитие мелкой моторики уже на высоком уровне, и малыш может захватывать мелкие предметы. Ранее он делал это неуклюже, используя всю ладонь, но сейчас начинает понимать, как удобнее брать мелкие вещи двумя пальцами. Его пальцы становятся более подвижными, и он уверенно ухватывает игрушки. Он лучше координирует свои движения, пытаясь достать или поднять маленькие предметы.
  • Шейные мышцы малыша полностью окрепли, и он хорошенько управляет головой.
  • Он может крепко схватить пальцы взрослого и подниматься.
  • Кроха начал выражать свои желания с помощью жестов. Он тянет руки, когда хочет, чтобы его подняли из кроватки, и указывает на вещи, которые хочет получить. Теперь он начинает копировать действия взрослых, внимательно за ними наблюдая. Например, если вы похлопаете в ладоши, он тоже начнет играть в ладушки.

Таким образом, в полгода многие детки активно меняют положение своего тела и начинают ползти, переворачиваться и садиться, что связано с укреплением мышц и стремлением к новым достижениям. Важно заранее подготовить дом для безопасного исследования и перемещения ребенка. Подробнее об этом можно прочитать в статье: «Как предотвратить опасности в доме для ребенка».

Мнение эксперта
Каутер Ольга Леонидовна
Врач общей практики (семейный врач) | стаж 20 лет

В возрасте шести месяцев грудничок переживает значительные изменения в физическом развитии. В это время ребенок уже способен уверенно удерживать голову, что является важным этапом для дальнейшего освоения навыков. Он начинает активно осваивать положение сидя, хотя еще может нуждаться в поддержке. Интересно наблюдать, как малыш поворачивается со спины на живот и обратно — этот процесс не только развивает мускулатуру, но и дает возможность исследовать окружающее пространство.

К шести месяцам у ребенка наблюдается улучшение координации движений. Он уже может грациозно захватывать игрушки, при этом активно использует обе руки. Малыши начинают проявлять интерес к предметам, пытаясь поднести их к рту — это не только способ познания мира, но и важный этап формирования мелкой моторики. Я замечаю, как в этом возрасте дети становятся более активными и любознательными, исследуя все вокруг себя.

Кроме того, на шестом месяце жизни активно развивается не только физическая, но и психомоторная сфера. Ребенок начинает осваивать элементы ползания, проявляя интерес к передвижению по полу. За счет развития сенсорных навыков он учится различать текстуры, звуки и цвета, что способствует его когнитивному развитию. Этот период полон открытий, и я как эксперт рекомендую родителям активно взаимодействовать с малышом, предлагая ему разнообразные игрушки и занятия, которые помогут укрепить его физическую базу и любовь к обучению.

Психоэмоциональное развитие 6 месячного малыша

К шести месяцам большинство рефлексов, возникающих у новорожденных, исчезают или не наблюдаются. Зато малыш становится более самостоятельным и активно приобретает новые навыки и умения:

  • Он понимает, когда к нему обращаются, знает свое имя;
  • Отвечает улыбкой и интересуется;
  • Внимательно слушает речь;
  • Если назвать известный предмет, малыш поворачивает голову и фокусирует на нем взгляд;
  • Захватывает свои ножки, пытается тянуть их в рот;
  • С увлечением исследует окружающие предметы;
  • Беру игрушку поблизости, уверенно удерживает ее и перекладывает из одной руки в другую;
  • Держит игрушки в обеих руках, трясет ими, стучит о поверхность, бросает;
  • Тянет все к себе в рот;
  • Осознает последствия своих действий (например, когда бросает игрушку, она падает на пол);
  • Тянется к маме;
  • Различает положительные и отрицательные эмоции, демонстрируя это мимикой (улыбаясь или настораживаясь) в ответ на слова и выражения лиц взрослых;
  • Соединяет отдельные звуки в слоги и начинает лепетать (пока без смысловой нагрузки);
  • Может проявлять недоверие к незнакомым людям;
  • Призывает маму различными интонациями криков в зависимости от своих потребностей.

Питание ребенка в этом возрасте обычно состоит из смеси или грудного молока с добавлением прикорма. Большим акцентом остается именно молоко и его заменители. Шесть месяцев – подходящее время для начала прикорма. Дети, находящиеся на искусственном вскармливании, могут начинать прикорм с пятимесячного возраста, а для малышей на грудном вскармливании оптимально ввести его в шесть месяцев.

  1. Первым прикормом могут быть каши или овощные пюре, выбор которых зависит от каждого отдельного ребенка.
  2. Прием новой пищи лучше проводить утром. В это время малыш голоден и бодрствован, поэтому не будет противостоять новому блюду. Взрослые, в свою очередь, смогут наблюдать за реакцией малыша в течение дня.
  3. Необходимо начинать с небольшого объема – 3-5 миллилитров, это порядка чайной ложки, затем можно докармливать грудным молоком или смесью.
  4. Постепенно увеличиваем количество пищи, доводя ее до возрастной нормы в течение 5-7 дней, заменяя одно основное кормление на прикорм.
  5. Новые продукты следует вводить не чаще, чем один раз в четыре дня.

Наилучшее время для введения в рацион малыша овощей и фруктов – летний период. Блюда, приготовленные из свежих продуктов, гораздо вкуснее и полезнее для растущего организма. Первыми овощами для прикорма могут стать: кабачки, цветная капуста, брокколи, картошка, цукини и морковь.

Если ваш ребенок на искусственном вскармливании, рекомендуем ознакомиться с информацией о проверке детских молочных смесей от Роскачества.

Поводы для беспокойства: когда нужно обратиться к врачу?

Развитие каждого ребенка уникально. Тем не менее, существует определенный список навыков, которые ребенок должен уметь выполнять к возрасту шести месяцев. Если малыш не может, например, уверенно держать голову, это повод для обращения к специалистам. Необходимо проконсультироваться с врачом в случае:

  • младенец не держит голову;
  • при легком подтягивании за ручки не пытается сесть;
  • не отвечает на эмоциональные контакты улыбкой или активностью;
  • не различает родителей и незнакомцев;
  • не проявляет попыток произносить звуки;
  • не реагирует на звуки и речь;
  • не интересуется игрушками.

Осмотр у врачей и вакцинация

В полгода ребенка, как и в прошедшие месяцы, осматривает педиатр, который измеряет вес, рост, температуру, объем черепа и груди. Врач оценивает психо-эмоциональное и физическое развитие крохи и отвечает на важные вопросы родителей.

После осмотра врач определяет необходимость плановой вакцинации против таких заболеваний, как дифтерия, столбняк, коклюш, полиомиелит, вирусный гепатит В и гемофильная инфекция (что составляет группу риска).

В 2018 году вступил в силу новый порядок медицинских осмотров для детей, который регулируется Приказом Минздрава России от 10 августа 2017 года № 514н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних». В соответствии с ним осмотр больше не включает таких специалистов, как невролог, хирург и ортопед. Кроме того, общий анализ крови и мочи не требуется сдавать в возрасте шести месяцев.

Тем не менее, если это необходимо, главный врач имеет право направить ребенка на дополнительные консультации к узким специалистам, а также на сдачу анализов или проведение других медицинских обследований. Важно отметить, что уже с 2020 года в нашей стране будут введены обязательные прививки.

Уход за малышом в 6 месяцев

Утром нет необходимости купать малыша: достаточно просто умыть его. Обратите внимание на чистоту и сухость области ягодиц, своевременно меняйте подгузники, чтобы предотвратить возникновение воспалений в этой зоне.

Особенностью вечернего купания шестимесячного ребенка является активное участие родителей в этом процессе. Теперь вы можете придумывать различные водные игры, что сделает купание увлекательным и интересным.

Ранее, до шести месяцев, при купании требовалось постепенно снижать температуру воды, чтобы повысить двигательную активность малыша и закалить его. Однако начиная с этого этапа, температура воды должна оставаться постоянной.

Комфорт для ребенка является главным приоритетом; он не должен ощущать холод. Помните, что во время купания малыш чаще всего сидит, и его движения становятся менее активными. Поэтому важно поддерживать ту температурную линию, на которой вы закончили уменьшение, в пределах +32-36 градусов.

Познавательные игры и упражнения для развития малыша

Сегодня в магазинах представлены различные развивающие центры, сенсорные коврики и яркие картинки, которые не только развлекают ребенка, но и имеют обучающее значение. Однако для игр с мамой порой вполне достаточно простых подручных предметов, таких как ложки или разные формочки.

  1. Одно из самых простых и веселых занятий — это игра «Ладушки». Держите ручки малыша в своих и хлопайте ими друг о друга, не забывайте напевать веселую песенку. Это будет способствовать развитию его речи.
  2. Поиграйте с различными звуками. Например, наполните несколько металлических баночек мелкими игрушками или крупами и трясите их по очереди, показывая малышу. Со временем он также начнет пытаться извлекать звуки из этих баночек.
  3. Обучайте малыша жесту «пока-пока». Вместе проводите папу на работу или бабушку, машите им рукой на прощание. Вскоре ваш малыш сам начнет прощаться ручкой.
  4. Стимулируйте речь ребенка. Повторяйте звуки его лепета, подстраивайте интонацию и выражение лица. Он будет пытаться повторить за вами и радоваться вашим эмоциям.
  5. Играйте с пузырями. Малыш может лежать на животе или спине, а вы дублируете его позу рядом. Пусть он ловит мыльные пузыри, которые вы будете запускать. Это обычно вызывает у него радостные эмоции.
  6. Танцуйте вместе под веселую музыку, приближая малыша к звуковому источнику, чтобы он понимал, откуда доносятся звуки.
  7. Чтение аудиокниг или сказок, забавных потешек и стихов также будет полезным для малыша.
  8. Играйте в пальчиковые игры, изучая не только пальцы на руках, но и на ножках. Во время купания или переодевания называйте все части тела.
  9. Играйте в «ку-ку», разнообразив её, пряча лицо под платком, а затем появляясь с криком «ку-ку». Можно также прятать игрушки под платком и затем показывать, где их найти. Такие игры помогут малышу понять, что предметы могут существовать отдельно друг от друга.
  10. Можно катать малыша на коленях. В течение игры неплохо бы напевать детские стишки и потешки, например, про животных.
  11. Игры с водой — это тоже очень полезно. В шесть месяцев малыш начинает осваивать формы объектов. Дайте ему возможность наполнять водой предметы разной формы и объема. Покажите ему, как вода вытекает из леечки и как губка собирает в себя воду, а потом выталкивает её.

В этом возрасте эмоциональная составляющая игры и удовлетворение познавательных потребностей малыша становятся особенно важными. Неудивительно, что он внимает всему, что находится в его окружении: тянется, щупает, пробует на вкус различные предметы, получая при этом важные сенсорные стимулы, которые содействуют правильному развитию мозга.

Частые проблемы у 6 месячного малыша

Многие родители сталкиваются с новыми проблемами по достижению шестимесячного возраста у своих детей. К наиболее распространенным затруднениям, связанным с этим ранним возрастом, относятся:

  • Дискомфорт из-за прорезывания зубов. Дёсны опухают и чешутся, что вызывает капризы. Чтобы снизить болезненные ощущения, используйте охлаждающие гели и специальные прорезыватели.
  • Ночные пробуждения. Дети часто просыпаются несколько раз за ночь. Чтобы улучшить сон малыша, поможет вечернее купание, за которым следует кормление. Обязательно следите, чтобы последний сон днем завершился не менее чем за четыре часа до ночного.
  • Травмы. Повышенная активность приводит к большему риску травм. Падения с кровати или удары о мебель при попытках ползти могут стать неприятностями, которых можно избежать благодаря постоянному контролю. Проверьте, чтобы пространство, в котором находится ваш малыш, было как можно более безопасным.

Опыт других людей

Анна, 32 года, мама.

Когда моему сыну исполнилось 6 месяцев, я заметила, как он активно развивает свои физические навыки. Он начал переворачиваться с живота на спину и обратно, что стало для нас настоящим событием. Каждый раз, когда он добивался этого самостоятельно, я чувствовала гордость! Также он стал лучше держать голову и подниматься на ручках, когда я его на руки поднимаю. Это время было очень интересным для наблюдений, так как он пытался дотянуться до игрушек, лежащих на расстоянии, и у него это прекрасно получалось.

Игорь, 28 лет, папа.

Помню, как в 6 месяцев наш малыш начал делать свои первые попытки ползти. Это было удивительно! Он часто поднимал свои ягодицы и пытался двигаться вперед, хотя выходило не всегда, порой уходил вбок. Я частенько устраивал с ним игровые сессии на полу, вокруг него раскладывал игрушки, которые его привлекали. Его прогресс был заметен буквально каждую неделю: когда он впервые смог зацепиться за диван и встать на колени, это был настоящий прорыв! Увидеть, как он осваивает новые физические навыки, было очень радостно.

Мария, 30 лет, мама.

У моего малыша был 6-й месяц, и я заметила, что он стал более активным и любознательным. Он уверенно сидел с поддержкой и начал цепляться за предметы, что порой вызывало у нас с мужем смешанные чувства — радость от его успехов и страх, что он упадет. На этом этапе у него начало проявляться интерес к окружающему миру: он тянулся к игрушкам, которые лежали далеко, и, наконец, начал их хватать. Мы даже начали использовать различные развивающие игрушки, чтобы способствовать его активности и навыкам. Каждый день приносил что-то новое, и мы были готовы поддерживать его в этом пути.

Вопросы по теме

Какие физические навыки должны развиваться у грудничка в 6 месяцев?

В шесть месяцев груднички обычно начинают проявлять значительные физические достижения. К этому возрасту они могут уже уверенно переворачиваться с живота на спину и обратно, а также самостоятельно сидеть с поддержкой. У некоторых детей наблюдается желание стоять, когда их поддерживают подмышки. Также они начинают активно тренировать захват игрушек, что способствует развитию мелкой моторики.

Какой уровень моторики можно ожидать от грудничка в 6 месяцев?

В этом возрасте моторные навыки у грудничка значительно улучшаются. Обычно они способны удерживать игрушки обеими руками и передавать их из одной руки в другую. Их хватательный рефлекс становится более контролируемым, и они начинают осознавать, как использовать свои руки для взаимодействия с окружением. Это означает, что груднички не только могут хватать предметы, но также начинают исследовать их, приводя в действие свои тактильные ощущения.

Есть ли разница в физическом развитии между мальчиками и девочками в 6 месяцев?

На этом этапе развития различия между мальчиками и девочками обычно незначительные и варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей. Однако некоторые исследования показывают, что мальчики могут развиваться немного быстрее в отношении крупных моторных навыков, таких как переворачивание и сидение, тогда как девочки чаще проявляют способности к мелкой моторике, например, манипулируя мелкими предметами. Главное — помнить, что каждая дитя уникально, и темпы развития могут быть разнообразными.

Оцените статью
Атмосфера
Добавить комментарий